Праздники в Индии


Культура индии очень самобытна и в тоже время многогранна, это особая смесь традиций и устоев народностей и религий в большом количестве существующих в этой стране. Одной из ярких частей этой культуры являются праздники в Индии такие красочные и многочисленные. Многие из них не имеют точной даты, так как отмечаются по лунному календарю. В каждом районе отмечаются  и свои, традиционные для этой местности праздники, и единые для всей страны торжества. В результате получается, что праздников по количеству больше чем календарных дней в году. Разнообразные угощения, традиционная праздничная одежда, танцевальные и театральные представления, завораживающая музыка и яркое световое оформление – неотъемлемые составляющие индийских праздников, привлекающих ежегодно большое количество гостей со всего мира.

[adsense1]

Чаитра (март-апрель)

Гуди Падва (в некоторых штатах называется Угади, в переводе означает «начало эпохи») — это праздник Нового Года. Так как год в Индии начинается в марте, то первый день месяца чаитра отмечается как Новый год. Согласно религиозным убеждениям некоторых индийцев  в этот день Брахма создал мир.

Васанта Наваратри — этот весенний праздник начинается в новолуние (амавасью) месяца чаитра и посвящается поклонению и прославлению Божественной Матери. Первые три дня прославляют и возносят мольбы к Дургу, прося ее об избавлении внутренних демонов, о несовершенства и невежества. Далее три дня посвящены Лакшми, которая дарует удачу и благополучие. Ну и заключительные  три дня праздника в мольбах Сарасвати просят даровать знание и мудрость.

Рама Навами — это день прихода Рамы, одного из воплощений Вишну. Этот праздник знаменует окончание праздника Васанта Наваратри и проходит в девятый день месяца чаитра. Торжества по случаю этого праздника проходят по всей Индии. В этот день обычно соблюдается пост, богослужение начинается с самого утра и продолжается весь день – вначале поют ведические мантры и возлагают цветы и фрукты к статуям Рамы, после этого проводятся собрания на которых читаются священные писания. В полночь пост прерывают фруктами и, со звоном колокольчиков и раковин, наступает кульминация торжества.

 Хануман Джаянти — в день полнолуния чаитра отмечается явление Ханумана — бога-обезьяны.

[adsense]

Вайшак, Вайсакха (апрель-май)

Вайшак (Байсакхи или Байшакхи) — это день начала нового солнечного года. Этот день имеет постоянную календарную дату, которая соответствует 13 апреля по солнечному календарю. Кроме того на севере Индии в этот день отмечается праздник сбора урожая.

праздники в индииБуддха Джаянти (Буддха Пурнима, Весак) — в день полнолуния месяца вайшак отмечается важный для буддистов праздник. В этот день, согласно их вероубеждению, произошло три важных события: явление Будды, его просветление и уход (смерть). Особенно широко торжественно он празднуется в Непале (Лумбини) — месте рождения Будды и в Бодхгае, где принц Гаутама обрел просветление, сидя под деревом Ашватта (дерево Бодхи), после чего он стал известен как Будда.

Джешта (май-июнь)

Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — это праздник, посвященный священной реке Ганге. По древнему преданию в этот день  священная река сошла с небес на Землю.

В давние времена царь Бхагиратхи провел у горы Химаван в поклонении тысячу лет, для того чтобы искупить грехи своих предков, не достигших небес. По прошествии этого срока к нему снизошла великая река Богиня Ганга, в телесном обличье. На ее вопрос, что ему нужно, царь ответил, что просит ее омыть своими водами тела его предков, что бы им было дано место на небесах. Услышав это Ганга сказала, что согласна сделать это, предупредив, что когда ее воды будут спадать с небес, их напор будет огромной силы и лишь Шива может их сдержать. После этих слов Бхагиритхи направился к горе Кайлас, где с таким усердием стал поклоняться Шиве, что довольный таким самоотречением Шива согласился сдержать воды Ганги. Так в этот мир снизошла Великая Река.

Ганга Дашахара начинается с новолуния месяца джешта и длится десять дней. Празднование это праздника заключается в особо усердном поклонении Ганге и сопровождается пением мантр и подношением огненных светильников.  По водам Ганги в вечернее время под звон множества колокольчиков отправляются тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями. Многочисленные  верующие в эти дни стараются совершить омовение в водах Ганги и вознести к ней свои мольбы.

праздники в индииВат-Савитри Пурнима — это один из самых популярных праздников в Индии, отмечаемый по всей стране. Он отмечается полнолуние месяца джешта. Этот день, в который  женщины молятся о благополучии и долголетии своих супругов. История возникновения этого праздника связана с преданием о Савитри и Сатьяване из книги «Махабхарата». Согласно этому преданию любящая и преданая своему мужу женщина по имени Савитри благодаря своей праведности и своей большой любви вернула своего любимого  Сатьявана к жизни из обители Бога смерти Ямы. С тех пор ее преданность и самоотречение служат примером для других женщин.

В день накануне Ват-Савитри Пурнимы женщины держат пост, а утром праздничного дня, совершив ритуальное омовение и надев новую одежду, они приходят к священному дереву Баньян для поклонение. Священное дерево поливают и подносят к нему цветы и фрукты. Посыпав Баньян красным порошком кумкума, и  обвязав его ствол дерева красной хлопковой нитью, женщины обходят дерево семь раз.

Ашадха (июнь-июль)

 Ратха-ятра (Праздник колесниц) — проходит ежегодно в Пури штата Орисса на второй день месяца ашадха, и символизирует путешествие Джаганнатха (Кришны) из Гокула в Матхуру. Символом этого праздника становятся огромные статуи Джаганнатха, его брата Балабхадры (Баларама) и сестры Субхадры, восседающих на  огромных колесницах. Основная колесница Джаганнатхи имеет высоту четырнадцать метров и стоит на шестнадцати колёсах. Вся эта конструкция настолько массивна, что тянуть ее под силу лишь четырем тысячам мужчин, служителям храма. Божества на колесницах, прилагая большие усилия, везут в Гундича Мандир, где они пробудут неделю, после чего вновь вернуться в храм Джаганнатхи. Огромное множество паломников собирается в Пури, чтобы отметить этот праздник.

Гуру Пурнима — в полнолуние ашадха отмечается день почитания духовного наставника. Так же это день рождения Вьясы — мудреца, который считается составителем Вед, Пуран и эпоса «Махабхарата».

 

Шравана (июль-август)

праздники в индииНаг Панчами  — это день поклонения змеям. Его отмечают на пятый день месяца шраваны. В этот день принято преподносить кобрам молоко и украшения из серебра, которые должны защитить от несчастий. В знак почитания змей и для сохранения благополучия дома над входом вешают разноцветные изображения змей.

Махалакшми-врата — праздник посвященный богине благополучия и богатства Махалакшми. Он проходит в пятницу перед полнолунием месяца шраваны. В этот день замужние женщины тщательно прибирают и украшают свои дома и дворики. Обычно украшениями становятся это красочные рисунки ранголи. Затем нарядившись в красивую одежду, приступают к поклонению, прося благосклонности у Махалакшми. Оно начинается с поклонения Ганеши – богу удачи и мудрости. А после этого Махалакшми призывается в калаш. Калаш или калаша – это специальный ритуальный горшочек из золота, серебра, меди и даже просто из глины, украшенный свастикой, обернутый в пеструю ткань и наполненный рисом и водой. Сверху его покрывают листья манго и бетеля, на которые ставят смазанный куркумой и украшенный кокос. После призвания Махалакшми в калаш, ей предлагаются девять различных блюд, женщины воспевают ее в песнях и обращаются к ней со своими молитвами.

[adsense]

Ракша-бандхан (Ракхи Пурнима) — это очень добрый и радостный праздник, отмечаемый полнолуние шравана на севере Индии. Он посвящен узам любви между братом и сестрой. Основным обычаем праздника является  завязывание сестрой освященного шнура «ракхи» на запястье брата. Это символизирует пожелание благополучия и процветания брату. А он в свою очередь дарит подарок своей сестре и обещает оберегать ее и помогать во всем. В этот день по традиции брат и сестра угощают друг друга сладостями.

В западном районе Индии этот праздник называется Нариял Пурнима. Жители этой местности бросают в море кокосы как подношение Богу вод Варуне.

В южной и центральной частях Индии в этот день совершается обряд замены прежнего священного шнура на новый.

 

Кришна Джанмаштами или день явления Кришны — отмечается на восьмой день после полнолуния месяца шравана. Джанмаштами отмечается с особым размахом в местах, где почитают Кришну.

 

Бхадрапад (август-сентябрь)

 

праздники в индииГанеш Чатуртхи — это празднование явления слоноголового Бога удачи и мудрости Ганеши. Он  начинаются на четвертый день после новолуния месяца бхадрапад и продолжается десять дней. Ганеш Чатуртхи празднуется во всей Индии. В эти дни Ганеше преподносят фрукты, молоко, цветы, кокосовые орехи и сладости. В Махараштре и Тамил Наду к празднику делается множество изображений Ганеши из глины, которых в дни праздника  украшают цветочными гирляндами, посыпают порошком кумкума и  мажут сандаловой пастой. По окончании праздника фигурки Ганеше бросают в океан.

 

Онам — самый популярный  праздник риса в  штате Керала на юге Индии. Отмечают этот праздник, начиная со дня атхам, десять дней. На время празднества двор перед домом украшают целым ковром из различных цветов, который называется пуккалам.

 

Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

 

Маха Наваратри (Навратри, Шарад Наваратри) — это один из самых популярных праздников в Индии и самый значимый из  пяти Наваратри (Васанта Наваратри, Гупта Наваратри, Маха Наваратри, Паушья, Магха Наваратри). «Наваратри» в буквальном переводе с санскрита значит «девять ночей». Празднество начинается в новолуние и продолжается девять дней, когда походит поклонение Богине-Матри в трех ее проявлениях —  Дурге, Лакшми и Сарасвати, каждому из которых превозносят в течение трех дней. Наваратри на десятый день оканчивается Душэхрой.

 

праздники в индииДушэхра (Дассера, Дасара, Виджая Дашами, Дурга-пуджа) — это десятый день Наваратри. Он является кульминацией поклонения Деви.  В разных регионах Индии этот день отмечается по-разному, но у всех он символизирует  победу добра над злом.

На севере Индии Душэхра символизирует победу Рамы над демоном Раваной. По традиции в этот день устраивают театрализованные представления, читают «Рамаяна», а по окончании празднеств сжигают изображение десятиглавого Раваны, что символизирует победу добра.

 

Шарад Пурнима — это праздник урожая, который отмечается в полнолуние месяца ашвин. В этот день особо почитают Лакшми. По легенде в эту ночь Лакшми дарит свое благословление, тем, кто бодрствует. Именно поэтому в ночь праздника не спят, а сидя в лунном свете, воспевают Лакшми.

 

Картик (октябрь-ноябрь)

Дивали, или Дипавали (в переводе означает «ряд огней») — это красочный праздник, символизирующий победу света над тьмой, наступает в новолуние месяца картик и отмечается в течение пяти дней. Согласно преданию именно в это время Рама после четырнадцати лет, проведенных в изгнании в лесу,  вернулся на родину и одержал победу над Раваной. В день его возвращения жители столицы царства Айодхьи приветствовали Раму зажженными лампадками.

С наступлением темноты улиц и городов и деревень загораются тысячами огней – это в храмах и домах, на крышах и в садах, на террасах и деревьях горят зажженные лампадки и фонари, зажигаются бенгальские огни и взлетают фейерверки.

Дивали так же праздник  окончание сбора урожая и посвящается также Богине богатства и благополучия Лакшми, жене Вишну. Для довольства Лакшми в этот день прибираются дома, зажигают ритуальные огни и преподносят богине молоко, произнося свои молитвы.

На востоке Индии в этот праздник почитают черную Богиню Кали.

Бхай Дудж (Бхай Бидж) — праздник похожий на Ракша-бандхан. Он приходится на второй день  месяца картик. В этот праздник сестры ставят на лоб своим братьям красную точку из порошка кумкума (тику), молясь за их долгую жизнь, и кормят их любимыми блюдами. Братья же благословляют своих сестер и обещают защитить их от всех невзгод. После чего они обмениваются подарками.

праздники в индииЧхатх — это праздник, посвященный  Богу Солнца Сурье. Чхатх отмечается в шестой  день месяца артик, очень популярен в таких районах Индии как Бихара, Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш. Отмечать этот праздник начинают до восхода солнца. Совершив ритуальное омовение в водах священных рек, верующие поют мантры и гимны, посвященные солнцу. Так же Сурье преподносят сандал, рис, фрукты и киноварь. Длится этот праздник четыре дня.

Картик Пурнима (Трипури, Трипурари Пурнима) — это праздник, который отмечается в  полнолуние месяца картик. По легенде в этот день Шива  победил демона Трипурасуру. Этот демон завоевал мир и победил всех богов, тогда, не сумев справиться с ним самостоятельно, боги обратились к Шиве. В битве Шива победил демона, обезглавив его своим трезубцем. После этого события одним из имен Шивы стало Трипурари, что значит «тот, кто сокрушил демона Трипурасура».

В Картик Пурниму это также  день явления Матсьи — воплощения бога Вишну в образе рыбы. В этот день принято поминать усопших, а так же совершать омовение в священных реках, воды которых приобретают очистительную силу.

Карва Чаутх — еще один традиционный  праздник замужних женщин, который отмечается в четвертый день после полнолуния месяца картик. Весь день праздника замужние женщины постятся и возносят мольбы о благополучии, здоровье и долголетии своих мужей. А вечером наряжаются в свадебные одежды и украшения и с восходом луны завершают пост.

Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

Гита Джаянти – это праздник, отмечаемый в одиннадцатый день  месяца маргаширша, посвящен ниспосланию Бхагавад Гита, что означает «песнь Бога». Это откровение написано ввиде  диалога  Кришны и Арджуны, который состоялся перед  великим сражением на Курукшетре. Это сражение было описано в эпосе «Махабхарата»,  одном из  древнейших священных писаний Индии. В этот день  многочисленные  верующие приходят на Курукшетру и читают «Бхагавад Гиту». Короме этого во всех индуистских храмах  Вишну и  Кришны проходят праздничные пуджи.

 

Пауш, Пушья (декабрь-январь)

Макар Санкранти — это день вступления солнца в знак Козерога (Макара), после которого начинается увеличение продолжительности светового дня. Это происходит 14 января. По традиции в этот день верующие совершают омовение в священных реках и преподносят воду богу Солнца Сурье.

 

Понгал – это  торжество посвященное урожаю риса, обычно приходится на 12 — 15 января. Это время следующее за зимним солнцестоянием, знаменующее вступление солнца в благоприятную для посевов фазу. По легенде это время, когда после ночи длинной в шесть месяцев боги приходя на землю. Название праздника «понгал» переводится как «перекипающий» как перекипает сладкий рис, традиционно готовящийся для праздника. Этот праздник отмечают в штатах Андхра-Прадеш, Карнатака и Тамил Наду и продолжается три дня. Первый день под названием Бхоги Понгал проводят дома, выбрасывая или сжигая старые ненужные вещи. Второй день называется Сурья Понгал и посвящается Сурье. В этот день божествам  принято делать подношения риса. Для этого рис специально варят в молоке с добавлением сахара, кешью и изюма, причем используют только новые горшки. Так же в этот день дворики домов украшают узорами из рисовой муки. В третий день (Матту Понгал) поклоняются коровам.

Панча Ганапати — это праздник поклонения Ганеши (Ганапати), он отмечается с 21 по 25 декабря. В эти дни верующие проводят ряд специальных ритуалов. В каждом доме ставят большую статую Генеши и каждое утро дети наряжают ее в разноцветные одеяния. В первый день это одеяние золотого цвета, во второй – синего, в третий – красного, в четвертый – изумрудного, в пятый – оранжевого, что символизирует проявление его энергии. Ганеши преподносятся сладости, фрукты и благовония, ему поются прославляющие песнопения, после чего угощения, преподнесенные Ганеши, раздаются гостям. В дни праздника ежедневно детям преподносятся подарки, которые разрешается открыть только в последний день праздничных торжеств.

Лори  — это праздник  окончания зимы и отмечается в последний день месяца Пушья. Это семейный праздник, который более популярен в северной Индии. Вечером этого дня принято разжигать большие костры и обходить их по часовой стрелки, а так же делать подношения богу Агни, обычно это рис и кунжут. Потом дарятся друг другу подарки и раздается пища, преподнесенная богу. Так же в этот день по традиции танцуют знаменитый пенжабский танец Бхангра, принимать участие в котором могут только мужчины.

 

Магх (январь-февраль)

Васант Панчами (Басант Панчами, Шри Панчами, Сарасвати Пуджа) — праздник посвященный  богине знаний и мудрости, искусства и музыки Сарасвати. Он отмечается на пятый день месяца магх. В храмах делают подношения, статуи богини наряжают в желтые одеяния и совершают молитвы. Верующие в этот день также одеваются в желтое и угощают своих гостей сладостями желтого цвета. Также по традиции в этот день в этот день детей учат писать первые слова, а в учебных заведениях совершают специальное поклонение Сарасвати по случаю праздника.

 Маха Шиваратри или «Великая ночь Бога Шивы» — это важный праздник, проходящий в ночь с 13 на 14 день после полнолуния месяца магх. Всю ночь люди проводят в молитвах и поклонении Шиве. Согласно их верованиям  искреннее поклонение в эту ночь очищает человека от  грехов.

Принято в этот праздник так же то, что незамужние женщины просят Шиву о благополучном замужестве и семейном счастье. Для этого они постятся и молятся всю ночь.

 

Пхалгуна (февраль-март)

праздники в ИндииХоли  или праздник весны — один из наиболее ярких праздников Индии. Его празднование, начинаясь за день до полнолуния месяца пхалгуны, продолжается 2 дня. Вечером первого дня торжеств, который называется Холика Дахан, разводится костер, являющийся символом сожжения сестры демона Хираньякашипу Холики. Во второй день Дхуленди (Дхуланди)  — день полнолуния, принято  обсыпать друг друга цветным порошком и поливать водой.